DMSОшибки неизбежны, но в случае со страхованием ответственности ущерб клиенту возместит страховая компания, а не бухгалтер из своего кармана.
С кого спросят за бухгалтерский учет
В первую очередь, за ошибки в бухгалтерском и налоговом учете отвечать будет руководитель организации. Он утверждает и подписывает отчетность. Не зря в статьях КоАП санкции есть как для руководителя, так и для самой компании.
Когда ведение учета передают на аутсорсинг, руководитель надеется обезопасить себя от ответственности. При этом важно наличие у такой организации страхового полиса, и то, что в нем указано.
Однако это не означает, что компании-клиенту или ее директору лично не придется платить штрафы за нарушения. Просто страховка должна будет эти штрафы компенсировать, если будет доказано, что они случились именно по вине аутсорсера.
Но тут надо понимать — если налоги были вовремя исчислены и поданы к уплате, а директор их не стал платить — это не ответственность аутсорсера.
Страховые риски
Как правило, страховые риски следующие:
Причинение вреда имущественным интересам третьих лиц в результате:
— непреднамеренного нарушения установленных правил оформления и составления документов бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и т.д.;
— непреднамеренных ошибок при расчете налогов, составлении отчетности, расчете заработной платы работников заказчика, начислении и уплате налогов с заработной платы в бюджет, внебюджетные фонды и фонды отчисления страховых взносов;
непреднамеренные ошибки при постановке, восстановлении и ведении бухгалтерского, налогового учета;
— непреднамеренная утрата или повреждение документов заказчика;
— непреднамеренные ошибки при осуществлении кадрового администрирования.
Слово «непреднамеренные» тут не случайно. Если ошибка преднамеренная — страховку не выплатят, и компенсировать ущерб придется самому бухгалтеру (аутсорсеру).
Ответственность бухгалтерской компании-аутсорсера
Аутсорсера можно привлечь к ответственности в тех случаях, которые указаны в договоре с организацией, предоставляющей услуги аутсорсинга.
Обычно указывают следующее:
— несоблюдение сроков сдачи отчетности;
— некорректное начисление налогов;
— потеря или нарушение целостности документа в результате неправильного архивирования.
Как уже было указано, должна быть доказана вина исполнителя. Если же заказчик изначально дал неверные сведения, подложные документы или не уплатил налоги — это не будет ответственностью бухгалтера (аутсорсера).
При этом, если организация, предоставляющая услуги аутсорсинга, застраховала ответственность своих сотрудников — то нести ответственность перед клиентом будет уже не она.
В этом случае взыскание ущерба возможно посредством обращения в страховую компанию с приложением доказательств ошибки.
Какой ущерб покроет страховка
В сумму страхового возмещения включаются расходы, которые третье лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), в том числе:
— суммы финансовых санкций (штрафов, пени), начисленных государственными органами или соответствующими фондами;
— суммы заработной платы, излишне выплаченные работникам заказчика, не являющиеся результатом счетных ошибок;
— расходы, связанные с получением дубликатов утраченных документов;
— необходимые и целесообразные расходы, произведенные в целях выяснения обстоятельств и причин наступления страхового случая, а также для уменьшения ущерба, причиненного страховым случаем;
— расходы на защиту организации, предоставляющей бухгалтерские услуги, при ведении дел в судебных и арбитражных органах, включая расходы на оплату услуг экспертов и адвокатов.
Что дает страховка бухгалтеру (аутсорсеру)
С точки зрения аутсорсера, страховка дает преимущество перед конкурентами — больше надежности для клиента и финансовая стабильность самой компании.