Курорт

АРАБСКИЕ ЗВЕЗДЫ
— Недавно с подругой полетели в Арабские Эмираты и «отдохнули» так, что врагу не пожелаешь, — жалуется Ольга. Девушки купили путевку в 3-звездочный отель, рассчитывая, как в Европе, на вполне приличный номер. По прилете ждало море сюрпризов: отпускниц заселили в развалюху на окраине города с живописным видом на оживленное шоссе и одной ванной комнатой, которую нужно было делить с соседями. Что касается настоящего моря, то до него пришлось ездить на автобусе… Гид от турфирмы пояснил: по арабским стандартам это и есть три звезды.
— Туристы нередко накалываются со звездностью отелей, — подтверждает опытный адвокат по правам потребителей Дмитрий Лесняк. — Подвох в том, что во всем мире звездочки присваиваются не каким-то централизованным органом по единым стандартам, а общественными организациями каждого государства. Потому и критерии могут быть разными. Так что совет на будущее: если едете в страну, где еще не бывали, выясняйте у туроператора (либо на сайте отеля, если бронируете сами) не звездность, а конкретные условия проживания. Что есть в номере, как добираться до пляжа.
В случаях, как у Ольги, нужно уточнять, что сообщала турфирма при продаже путевки. Одна ванная на два номера — ситуация нестандартная, не соответствующая общепринятым во всем мире условиям размещения туристов. О таком существенном нюансе туроператор обязан был письменно предупредить. Если подобного пункта в договоре нет, смело настаивайте на переселении в другой номер, ссылаясь на «требования, обычно предъявляемые к качеству» турпродукта (ст. 4 закона «О защите прав потребителей»). «Если же вы мучились, деля ванную с соседями, по приезде требуйте компенсацию — исходя из суммы, в которую оцениваете свой испорченный отдых», — советует адвокат Лесняк.
«В ВОДУ НЕ ВХОДИТЬ»
— У нас было еще веселее: отдыхали в Марокко, в первый же день пошли на пляж, а там столбы с плакатами: «Опасно! В воду не входить!» — делится недавним опытом Дмитрий. — Местные пояснили: какой-то энтеровирус обнаружен, будут санобработку проводить. А у нас ребенок маленький! Пришлось ездить на другой пляж, платный, да еще за такси с кондишеном раскошеливаться.
— По ситуациям с пляжами и дорогой до них судебная практика у нас сейчас для туристов очень выигрышная, — обнадеживает эксперт. — Например, недавно был случай, когда людям при покупке путевки показывали красивые буклеты с отелем на берегу пляжа, но «забыли» предупредить, что добираться до входа на этот пляж можно только обходным путем, проехав не меньше получаса на автобусе. Такой финт ушами явно ухудшил свойства турпродукта и качество отдыха, мы предъявили в суде в качестве доказательства буклеты, и турагент даже не оспаривал их.
— Если вблизи вашего отеля общественный пляж, и там вдруг запретили купаться, то это тоже вовсе не значит, что с турфирмы взятки гладки, — продолжает адвокат Лесняк. — Ведь вам наверняка показывали яркие картинки с купающимися людьми, и именно на эту информацию вы ориентировались, покупая путевку. А если ожидания не оправдались, туркомпания несет полную ответственность. Скажем, если вам пришлось посещать платный пляж из-за невозможности купаться на общественном (обязательно сфотографируйте плакаты с запретом на купание!), то можно потребовать возмещения платы за вход и трат на транспорт. «Суды не считают подобные ситуации форс-мажором, освобождающим фирму от обязательств», — уточняет юрист.
СЛОМАЛИ СТУЛ?
ОТЕЛЬ РАЗОРИТ ВАС
«Мы с семьей сейчас отдыхаем в Италии, я присел в отеле на металлический стул на одной ножке, и когда на колени взобрался ребенок, ножка сломалась, — сообщает по электронке Владимир. — Сегодня утром принесли счет за этот стул, оказавшийся «дизайнерским столом», — 220 евро! Подскажите: обязан ли я платить и что мне грозит?»
— Если вы по неосторожности повредили что-то, то убытки, конечно, придется возмещать, — не отрицает Дмитрий Лесняк. — Но не исключено, что сотрудники отеля попытаются нажиться на иностранце, выкатив завышенную сумму ущерба. Если вы не согласны с размером претензии либо у вас нет при себе таких денег, потребуйте оформить акт о порче имущества. Пусть отель укажет стоимость предмета и характер повреждений, устранимы они или нет, — вполне вероятно, что достаточно оплатить лишь ремонт, что гораздо дешевле. Там же указываются ФИО и место жительства предполагаемого причинителя вреда.
— Помните: в законодательстве любого цивилизованного государства есть правило: никто не может быть лишен своего имущества, в том числе денег, без решения суда. Это значит, что отель не вправе принуждать вас заплатить компенсацию на месте, а обязан официально предъявить претензию, — поясняет адвокат Лесняк. — Причем необходимость разбирательств не может стать поводом для задержания, ограничений на выезд и т. п. Вы имеете право возместить убытки после возвращения на родину.
На практике известны случаи, когда отели пытались запирать туристов, не отдавали вещи «до расплаты» и т. п. В этом случае нужно немедленно звонить в российское консульство — после вмешательства властей в таких случаях ситуации быстро урегулируются.
В ТЕМУ
Если задержали рейс
Мы отдыхали во Вьетнаме, и при возвращении наш чартерный рейс задержали на 16 часов. В аэропорту было душно, плохо работал кондиционер, нас не кормили и даже воды не дали. Дело было вечером, пришлось вернуться в отель, оплатив сутки за свой счет. Можно ли предъявить какие-либо претензии туркомпании (или кому — если рейс чартерный)?
Ирина.
— Если бы вы покупали билет на самолет отдельно, не в составе турпутевки, то сложности были бы: пришлось бы доказывать, что вы обращались в авиакомпанию с просьбой разместить вас, получили отказ (обычно это подтверждается с помощью письменных актов, свидетельских показаний, видеосъемки). Но поскольку чартерный перелет входил в тур, за все в ответе фирма-оператор. Вам достаточно предъявить билет с отметкой о задержке рейса, квитанции об оплате еды, отеля и потребовать компенсацию.